Спрашивает: Людмила
Вопрос:
Вопрос задан:
30 июля 2019
На вопрос отвечает: Протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
1. «Где, по Библии, говорится, что мы должны через святых общаться с Богом?»
Например, в книге Бытие 20: 6 – 7: «И сказал ему (Авимелеху) Бог во сне: и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней (Сарре); теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои». «И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать» (Быт. 20:17).
Ещё: «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. И пошли Елифаз Феманитянин и Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сделали так, как Господь повелел им, - и Господь принял лице Иова» (Иов 42: 7 – 9).
Далее: «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр. 5:8).
2. «В лики Святых человек возвел этих людей, или я ошибаюсь, или кому - то Господь велел это сделать и учить народ почитать их?»
Из приведённых мною выше цитат видно, что в Ветхозаветный период Сам Бог свидетельствовал о святости праведников того времени, и давал указания прочим людям чтить их и обращаться к ним за молитвой. В Новозаветный период Бог вручил это право Церкви. Именно по этой причине Господь наш Иисус Христос сказал: «а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17). А апостол Павел наименовал Церковь столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15). Если Христос сообщил Своей Церкви иного Утешителя, о Котором сказал: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:17), если Спаситель обещал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18), а так – же: «се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20), значит, Церковь не может заблуждаться и ошибаться в вопросах вероучения, в том числе, и в признании святости человека. Или Вы сомневаетесь в правдивости обетований Христовых?
3. «Только Бог может знать, святые они или нет».
Абсолютно согласен с этим. Процедура канонизации святого, совершаемая Церковью, как раз и предполагает рассмотрение именно Божественных свидетельств святости человека: чудес, совершаемых Богом по его молитве, при его жизни, и после смерти. Наделение человека даром прозрения будущего, или прозорливости. Совершение Богом чудес и исцелений через останки (мощи) праведника, их нетление, мироточение, и прочее. Кроме того, важным свидетельством святости человека является его принадлежность к Церкви Христовой (Православию), соответствие его нравственности Евангельскому идеалу, а так – же исповедание неповрежденных (Православных) догматов веры.
P.S. К сожалению, Ваша позиция, Людмила, предполагает потерю Церковью дара различения духов в после апостольскую эпоху, и, как следствие, не возможность отличать святость человека от греховности. Но соответствует ли такое положение дел вышеприведённым обетованиям Христовым, исполнившимся на Его Церкви?