Спрашивает: Дмитрий
Вопрос:
Вопрос задан:
24 июля 2018
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Согласно Откровению, содержащемуся в Священном Писании, и раскрытому в творениях Отцов Церкви – нет. В притче о Богаче и Лазаре, Христос говорит: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною…» (Лк. 16: 22 – 24).
Преп. Макарий Египетский, в своих беседах, наставляет: «Когда человеческая душа исходит из тела, совершается при этом великое некое таинство. Ибо, если повинна она в грехах, то приходят полчища демонов; недобрые ангелы и темные силы хватают эту душу и забирают в собственную свою область. Никто не должен этому удивляться, потому что если душа в сей жизни, находясь в веке сем, им подчинялась и повиновалась и была их рабой, то тем более она удерживается ими и в их остается власти, когда отходит от мира. А что касается до части благой, то должен ты представлять себе, что дело обстоит так: при святых рабах Божиих еще ныне [в этой жизни] пребывают ангелы и святые духи их окружают и охраняют. А когда отходят от тела, тогда лики ангелов приемлют души их в свою область, в чистый век и таким образом приводят их к Господу».
Представления, бытующие среди нецерковных людей, о, так называемых, «неприкаянных», «блуждающих» душах, являются пережитком языческих верований, и к Православному Христианству не имеют никакого отношения.
Католическое учение о чистилище, как промежуточном между раем и адом состоянии, будучи следствием западного, юридического понимания Искупительной Жертвы Христа, является ересью, и не отражает реалий загробной жизни души.