Спрашивает: Анисия
Вопрос:
Вопрос задан:
06 июня 2017
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
1. За некрещёных людей мы молимся, как и за крещёных: можно – своими словами, можно – включать их имена в утреннее правило, читать за них каноны и акафисты. Особенность здесь одна: за некрещёных, не православных, иноверцев не совершается литургическое поминание, то есть, мы не подаём за них записки на проскомидию, поскольку, Евхаристия – Таинство, в котором участвуют лишь верные, и проскомидийное поминании возможно лишь за них. При этом, возможно подавать записки за некрещёных, и вообще, за лиц, не принадлежащих к Православной Церкви, на молебен, а их нехристианские имена менять в записке на созвучные им – православные, чтобы не смущать читающего священника и слушающих мирян.
2. Конкретного молитвенного правила за детей в Православии – не существует. Вы можете формировать его сами. Также регулировать и частоту его чтения. Важно одно: молиться со вниманием (очень неспешно), благоговением и покаянием, и брать такое правило, которое не будет в тягость, но - по силам. Бог - благословит!
3. На улице, и в других людных местах, мы можем употреблять, так называемую, умную молитву, то есть молиться умом внутри себя, без внешних проявлений молитвы: осенения себя крестным знамением и поклонов, чтобы не смущать и себя, и других, и не привлекать к себе ненужного внимания. При этом, можно упражняться в Иисусовой молитве, или молиться своими словами.
4. К святости Бог призывает каждого из нас. Поэтому, чтобы спастись, мы просто обязаны стать святыми. Другой вопрос: что подразумевается под словом «святость»? – Святость, это - не безгрешность (святые, считали себя - первыми грешниками). Святость – это причастность Богу. Она, у каждого христианина, имеет свою меру: чем больше места в душе освобождается от страстей и посвящается исполнению заповедей Евангельских, тем больше Бог в ней занимает Собою места. Поэтому, желать святости мы можем и должны. Но настоящая святость выражается в том, чтобы видеть себя худшим всех. В таком состоянии не может быть места гордыне, но проявляется истинное смирение.
5. «Просто» спастись, или стать святым – это не противопоставление, не взаимоисключающие понятия, но – тождественные. «Просто» спасаются – именно святые. Апостол Павел по этому поводу пишет: «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная» (Рим.6, 22).
6. Исповедь и Причастие – два разных Таинства, но совершаются они - вместе. И чтобы на Исповеди не «выдавливать» из себя покаяние, нужно упражняться в нём ежедневно, нужно - учиться каяться. Покаяние – это нормальное, рабочее состояние души христианина, и если на Исповеди появляется некая искусственность, значит, мы ещё не приобрели это правильное состояние. Вот и нужно ежедневно внимательно следить за своей душой, и происходящие в ней падения делом, словом, или пожеланиями, тотчас очищать внутренним раскаянием перед Богом. Также и вечером, после прочтения вечерних молитв, проанализировать прошедший день с точки зрения заповедей, и в тех грехах, что имели место, попросить прощения у Бога. Кроме того, покаяние является следствием видения своих грехов, рождающегося от понуждения себя к исполнению заповедей Евангельских. Понуждение это опытно показывает человеку повреждённость его души. Естественным следствием чего и бывает покаяние. И если его нет, значит, не хватает этого опытного познания своих немощей, о приобретении чего и нужно позаботиться. А желание еженедельно приобщаться Святых Христовых Тайн - это норма христианской жизни. Бог Вам в помощь.