На территории Свято-Воскресенского собора размещена новая тематическая стенд-выставка епархиального отдела культуры: «Колокола и колокольные звоны»

  27 мая 2016  
На территории Свято-Воскресенского собора размещена новая тематическая стенд-выставка епархиального отдела культуры: «Колокола и колокольные звоны»

Заговорила колокольня
Николай Рачков

Заговорила колокольня
На все притихшее село,
И вот в груди уже не больно,
А только грустно и светло.
А колокол тяжелым басом
Все говорил - раздольно, в лад,
И огненным иконостасом
Стоял над озером закат.

Повеяло родным и старым,
Далеким, как небес края…
Ты что-то вспомнила недаром,
Душа моя, душа моя.
Привыкла ты одна скитаться,
Познала столько бед и мук.
Так как тебе не отозваться
На этот верующий звук!

Что мы знаем о колоколах и колокольных звонах?

Колокольный звон мало кого оставит равнодушным. Веселый перезвон маленьких колокольчиков будоражит и радует, низкое звучание больших - умиротворяет. Колокола сообщают нам о церковных праздниках, призывают людей очиститься и покаяться. История колокола начиналась с била. Это такая доска, может быть, обитая железом, или плоская металлическая отливка, издающая при ударе низкий гудящий звук. В первые годы и даже века христианства колокол не использовался славянами, хотя изобретен он был, согласно легенде, еще в IV веке Павлином Милостивым, епископом из итальянского города Нола. Долгое время православие не принимало колокол, считая его чисто латинским инструментом. «Било держат по ангелову учению, в колокола же латыне звонят» - писал новгородский архиепископ Антоний в начале XIII века. Так было привычнее, да и дешевле. Но, несмотря на неприятие колокольного звона некоторыми церковными патриархами, красота его и звучность постепенно брали свое. Первый колокол на Руси зазвучал в церкви Святой Ирины в Киеве. Упоминание о колоколах все чаще встречается в летописях XIII-XV веков. Звук колокола, разносящийся на многие километры - сложное явление. Индивидуальный голос каждого колокола состоит из комбинации обертонов и совершено уникален. Звук зависит от огромного количества факторов: веса, формы, толщины стенок, качества металла и даже мелких особенностей технологии изготовления. Мастер-литейщик никогда не может досконально точно определить все особенности голоса своего творения. Для традиционного канонического звона в принципе достаточно трех колоколов. Для насыщенности, красоты и индивидуальности звучания колоколов может быть значительно больше, но обычно они делятся на три группы. Самые маленькие колокола - зазвонные или трельные. Каждый из них весит до пуда, в ансамбле их бывает две-четыре штуки. Крупнее - подзвонные колокола средней величины. Их также может быть до четырех. Самые большие - благовесты или басовые колокола. Они могут весить около центнера и даже больше. Колокольный ансамбль - это хор инструментов, которые в умелых руках звонаря способны «петь» самые разные песни. Колокольных звонов, как и причин для них - великое множество. Широко используемое на бытовом уровне слово трезвон имеет «колокольную» основу и означает звон во все колокола. Он может быть разным, например встречный архиерейский, по поводу приезда архиерея, свадебный разгонный, исполняемый после венчания или звон на крестный ход. Многие события в жизни верующих отмечаются своим особым звоном. При освящении воды на Крещение используют водосвятный перезвон, производимый от больших колоколов к меньшим и символизирующий посылку на землю Сына Господня. Погребальный перебор, звон по усопшему, в отличие от водосвятного перезвона, ведется от колоколов малых размеров к большим. Каждый церковный колокол обладает не только собственным голосом, но и своей историей. Считается, будто у колокола есть душа, а звук колокольный - глас Божий. К «провинившимся» колоколам применяли наказания как к людям - могли высечь, сослать, отрубить уши или язык. «Провинности» колокольные заключались в основном в том, что они собирали людей в неугодных для правителей целях, к примеру, для восстания. Обыденное слово «корноухий» означает колокол, наказанный отсечением уха. Распространенность слова свидетельствует, что наказания колоколов не были редкими явлениями.

Алексей Норкин 

 




Поделиться в соцсетях:







Последние новости:


Смотрите также:



На главную страницу   Все новости





© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.