Паломническая поездка вокруг озера Иссык-Куль

  14 ноября 2017  
Паломническая поездка вокруг озера Иссык-Куль

5 и 6 ноября 2017 года

В ожидании чуда

Давно уже было желание проехаться по храмам вокруг Иссык-Куля, да как-то не получалось. И вдруг собрались, почти спонтанно. Выпало паломничество на воскресенье и понедельник. Сбор у собора был назначен на девять утра, но кара-балтинцы приехав чуть раньше, уже волновались по телефону: «А когда вы будете?»

Утро, после ночного дождя, выдалось ясным и теплым, и наш бусик уверенно заскользил по мокрым улицам в направлении объездной, а внутри него царила атмосфера праздника. Пели песни из репертуара Цоя и Любэ под гитару, и даже не заметили, как за беседами показалась арка перед въездом в Балыкчи.  Только Леон и Максим, послушники мужского архиерейского подворья Кара-Балты, спали всю дорогу. Видимо сказался ранний выезд из Кара-Балты.

А вот и озеро, такое спокойное, небесно-голубое и родное. Захотелось спуститься и потрогать воду. Согретые теплым осенним солнышком, мы наблюдали, как Иссык-Куль размеренно ласкал тихими волнами бережок. На душе хорошо и спокойно, а до первого храма в селе Тамга – рукой подать. Уже в селе, проехав парк Победы и повернув направо, оказались около самого обычного домика. Только наличие креста на крыше указывало на то, что это храм.

 

Храм во имя святого благоверного князя Димитрия Донского, село Тамга

У ворот нас встретила смотрительница храма Наталья Яновна. Пригласив нас войти, она рассказала нам историю создания храма. Много лет в Тамге была только молельная комната в небольшом доме. Затем домик забрали. А два года назад прихожане купили другое здание под  храм у частного лица за 4000 долларов. Вскоре домик был отремонтирован и облагорожен. Примечательно то, что реставрировать храм помогали и мусульмане и люди, далекие от религии. В этом году перекрыли крышу, сделали новый забор. Наталья сетует, что мало прихожан – «люди русские живут, но сюда ходят редко». Связано это с тем, что живя на своей земле, людям приходится много трудиться, чтобы прокормить семьи и часто не хватает времени для души. Окормляется храм иереем Алексеем Гуреевым, который приезжает раз в месяц из села Кызыл Суу.

Маленький уютный домик с добрейшими людьми и радостью от встречи с нами навсегда останется где-то глубоко в сердце. В самом храме все так компактно и ладно сделано. Солнышко ласково светит через старенькое окошко прямо на Евангелие. Чувствуется, как все здесь хранится и бережется с любовью. Все приложились к иконам, прочитали тропарь и молитву  св. бл. кн. Димитрию Донскому. Наталья Яновна угостила нас яблоками из сада. В микроавтобус сели с улыбками. Первый храм на нашем пути оставил приятные впечатления.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, село Кызыл Суу

В следующем храме нас очень ждали и с самого утра готовились. Пришли все ребята из молодежного клуба "Покров", встреча была очень теплой и эмоциональной. Первым делом позвали за стол и вкусно угостили. Иерей Алексей Гуреев рассказал нам историю храма. Еще в послевоенные годы в селе Покровка (так наз. село Кызыл Суу до обрет. незав. Кырг. - прим. авт.) храм располагался в другом здании, но потом был отобран местной властью. Строение сохранилось до сих пор, но утрачена уникальная архитектура, потому что много раз подвергалось ремонту. Здание, в котором храм располагается сегодня, было перестроено из обычного жилого дома. Здесь хранится старинная икона Преп. Сергия Радонежского с мощевиком. Прихожан не так много - от 15 до 25 человек в зависимости от церковного праздника. Воскресную школу ведет матушка Мария, ребятишек у нее много - почти 40 человек. Батюшка рассказал о трудностях жизни в селе, о том, что люди семейные и молодые стараются уехать в город на заработки, а здесь остаются школьники и старики.

Солнышко уже собиралось садиться, поэтому сразу сделали несколько снимков на фоне храма, приложились к иконам, прочитали тропарь и молитву Божией Матери и вышли к ребятам, чтобы поиграть и пообщаться. Очень кстати вспомнилась игра "Ручеек", играли задорно, много смеялись, не заметили, как солнышко зашло. Уезжать не хотелось – было ощущение, того что мы приехали домой, где нас любят и ждут. Уехали, заряженные позитивом и всю дорогу до Каракола провели в оживленной беседе, обсуждая встречу с молодежкой Кызыл Суу.

Храм Святой Троицы, город Каракол

Уже в полной темноте заехали в Каракол. Ворота церкви нам открыл Кирилл, сын протоиерея Сергия Чувичкина.

Об истории храма мы знали, что его построили первые русские переселенцы. Деревянный и небольшой – он  был разрушен до основания во время землетрясения 1887 года, а на его месте построили новый. Вновь строили из деревянных срубов, не используя гвозди. Потом храм пережил десятки сложных лет гонений и пропаганды атеизма. Был закрыт, разграблен, а затем и вовсе передан детской спортивной школе. Именно в этот период он подвергся значительной переделке; за ненадобностью были убраны 4 шатра, а также все кресты и звонница. Были утеряны иконы и алтарные книги, которые представляли большую историческую ценность. В годы ВОВ храм верующим вернули, но в 60-х вновь забрали под спортивную школу. В 1992 году служители церкви и прихожане смогли вернуть себе храм. На народные пожертвования началась реконструкция, занявшая три года.

Самой уникальной святыней храма является Иссык-Кульская Тихвинская икона Божией Матери которая была написана на Афоне 120 лет назад и передана в Свято -Троицкий мужской монастырь на Светлом Мысе. Во время восстания 1916 года монастырь был разграблен, а икона попала сначала в храм с Тюп, а затем в старый храм г. Пржевальска, который находился на выезде из города. Ее пытались осквернить, рубили саблями и даже стреляли, но пули отскакивали и ранили самих стрелявших. В начале 30-х годов все иконы были изъяты из храмов и отправлены на мебельную фабрику, где под зорким оком НКВД из них изготавливали домашнюю утварь. В храме хранятся записки Нины Никитичны Коберняк, дочери человека, который решил спасти икону. Небольшие иконы можно было вынести под одеждой, но это икона была очень большой. Поэтому Никита и еще один мастер с мебельной фабрики завернули ее в мешковину и понесли к выходу. Перед самым выносом святыни начался сильный ливень. Все контролеры спрятались от дождя, а икона была благополучно вынесена с территории фабрики. Потом был рейд, искали пропавшие иконы. Поэтому решено было спрятать икону под землей. Выкопали яму, а сверху иконы посадили куст смородины. 12 долгих лет она была захоронена. Потом ее снова передали в старый храм. В 1984 году случился сильный пожар, в котором сгорел почти весь иконостас, а Тихвинская икона Божией Матери чудесным образом уцелела, только немного закоптилась с обратной стороны.

После рассказа все пошли поклониться и приложиться к чудесной иконе. Храм изнутри не менее красочен, чем снаружи. Службы здесь проходят каждое воскресенье, есть воскресная школа для деток и молодежный клуб "Ковчег" для подростков. К сожалению, ни тех, ни других в такое позднее время застать не удалось. Сфотографировались на ступеньках храма и снова тронулись в путь.

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери, село Тюп

Было совсем темно, когда наш бусик остановился у ворот последнего на сегодняшний день храма - храма Казанской иконы Божией Матери. У ворот нас встретил доброжелательный иеромонах Феогност Павлов и ребята из православного молодежного клуба "Неопалимая Купина". Они провели нас в храм, где батюшка рассказал нам историю его основания. Самый первый храм здесь построили в 1885 году и он просуществовал до 1919 г. Но потом власти закрыли его, сделав из него дом пионеров. В 40-х годах ХХ в. Сталин издал указ об открытии храмов, так как несмотря ни на что, вера в народе сохранялась. В Тюпе свой домик под храм отдала пожилая семья. Строение было ветхим, его полностью отремонтировали – поменяли даже нижние срубы. Но вскоре случился пожар, в котором сгорело много икон. Так что нынешний храм - уже третий по счету. Располагается он в большом просторном доме. Из известных икон здесь есть икона Казанской Божией Матери, которая уцелела в пожаре в предыдущем храме. С обратной стороны она обожженная и обшитая кожей. Еще есть Тюпская икона Божией Матери, очень красивая, на ней написана дата изготовления - 22 декабря 1910 г. Одна из паломниц привезла со святой земли в дар храму терновый венец, приложенный ко всем святыням. Именно такой терновник растет в окрестностях  Иерусалима и из него был когда-то изготовлен венец для Господа нашего Иисуса Христа. Мы с благоговением приложились к святыням и продолжали слушать отца-настоятеля. Батюшка показал нам икону Пахомия Русина - нашего святого, который был расстрелян здесь, в селе Тюп, во время репрессий и гонений на религиозные общины. Отец Феогност ведет и воскресную школу, и молодежный клуб. В воскресной школе у него 21 ребенок, а в молодежном клубе - 9 подростков.

Решили не отдыхать, а начать читать молитвы ко Причастию, потому что нам предстояла ночная литургия. Братья Леон и Максим отзвонили "Благовест" в колокола при храме и все встали на молитву. Совершалась полиелейная служба в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость". Ребята-пономари переоблачились и ушли в алтарь прислуживать. Голоса хора отдавались звонким эхом, разливаясь под куполом храма. Все девочки одели зеленые платки. Со стороны мы выглядели как одна большая семья. Ровно в двенадцать ночи погасили свет, знаменуя чтение часов перед ночной литургией. Только лампадки бросали неяркие отблески на иконы. Мысли уходили куда-то за пением хора, смешивались и терялись. Сердце наполнялось любовью и благоговением. Перед причастием к нам обратился батюшка Феогност. Он выразил большую радость, что мы вместе совершили этот небольшой подвиг и отстояли всю ночную литургию. В его глазах было столько любви и веры, что хотелось ответить ему: "Если бы вы, отче, сказали нам стоять еще, мы бы и больше стояли, так у вас благодатно и хорошо".

После причастия к нам с напутственным словом обратился и наш батюшка, иерей Илия Меляков. Он рассказал нам о почитании иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", празднование которой приходилось как раз на этот день. Поблагодарив всех за стойкость и терпение, он выразил надежду, что мы и впредь будем совершать такие замечательные поездки.     В прекрасном настроении мы собрались за столом в трапезной, чтобы выпить чаю с душистым медом. За увлекательной беседой не заметили, как бежит время. На ночь расположились прямо в храме на полу. Было тепло и светло на душе. Уснули сразу.

Бабий Лог, Поклонный крест и история села Тюп

Утром, после молитвы пошли в трапезную и во время завтрака отец Феогност продолжил свой рассказ об истории села Тюп. Село было основано казаками - первыми переселенцами из России. На их флагах красовалась пчела и до сих пор каждый второй житель Тюпа держит пасеку. Недавно при раскопках были обнаружены останки репрессированных за веру людей, среди которых были и священнослужители. Решено было на этом месте поставить поклонный крест и установить день памяти 8 сентября.

Выехали по направлению местечка со звучным названием Бабий Лог. Место так называется, потому что в давние времена женщины здесь вили веревки из конопли, опускали в воду, рыба становилась "пьяная" и они собирали ее в подолы юбок голыми руками. Как раз здесь, напротив водоема и были обнаружены захоронения, а впоследствии установлен поклонный крест с табличками убиенных. Здесь мы совершили заупокойную литию и продолжили наше маленькое путешествие.

Храм святителя Николая Чудотворца, с. Ананьево

Вскоре мы въехали в большое село с храмом святителя Николая Чудотворца. Историю храма нам поведал добрейший батюшка - отец Виктор Журавлев. Он рассказал, что когда первые поселенцы прибыли на это место, они основали село. Жить было негде, рыли землянки, но все думали, как бы поскорее построить церковь. Нравственность у народа была очень высокая, боялись Бога и греха. Без церкви народ задыхался. Поэтому церкви строили почти в каждом селе. Потом было сильное землетрясение, земля осела и пришлось переехать на нынешнее место. Построили новую церковь в центре села, деревянную. Во времена Хрущева здание отобрали, а с 1975 года церковь уже находится в нынешнем здании, построенном из камня (кирпича прим.ав.). В храме хранятся мощи преп. Ираклия испов. Иссык-Кульского. Еще есть старинная икона свят. Николая, она была совсем темная, но постепенно посветлела, как будто сама обновилась. Служит батюшка каждый день. Работает и воскресная школа для детей, насчитывает до 20 детей. С детками работает Галина Александровна. Молодежи немного, всего 10 человек. Но все очень дружные.

Сам батюшка служит в этом храме с 1983 года. Родился и вырос в с. Ананьево. Рассказывает, что село названо было в честь героя-панфиловца, и памятник ему стоит в центре села. На вопрос: "Чем мы можем помочь храму?" - батюшка ответил, улыбаясь в седую бороду, - "Помолиться вместе. Двое-трое могут остаться пожить и помочь в делах по храму. В палатках можно. В горы сходим." И позвал пить чай. Ну а к чаю получилось даже небольшое пиршество, потому что отец Виктор достал из закромов и рыбку копченую, и сыр домашний, и булочки. А на прощание отче сказал напутственные слова: "Не забывайте Церковь свою. Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Через Церковь идет спасение и очищение души."

Заехали на православное кладбище, чтобы посетить могилу преп. Ираклия, испов. Иссык-Кульского. Прочитали акафист и его житие. После продолжили путь в следующий храм.

Храм Священномученика Вениамина митрополита Петроградского, г. Чолпон-Ата

Храм окормляет иерей Александр Дмитриев, основан он был в 1993 году. По тому же принципу перестроен из обычного жилого дома. Сейчас нашелся благодетель, который хочет построить новый храм. Закладку камня планируют сделать в ноябре текущего года. В храме хранится Владимирская икона Божией Матери, подаренная Патриархом Алексеем II, который приезжал сюда и служил молебен в 1996 году. Хранятся мощи преп. Ираклия Иссык-Кульского и святит. Иннокентия Иркутского, а также икона Воскресения Христова с камнем со Святой Земли. Прихожан немного, как и в других селах, во время туристического сезона их количество немного увеличивается. Работает воскресная школа, в которой учится 18 детей. Ребята изучают Писание и занимаются рукоделием.  В храме неожиданно для себя мы увидели Библию на кыргызском языке. Оказывается, здесь есть прихожанка кыргызской национальности, которая приняла православие, крестилась в Москве. Отец Александр служит в этом храме всего полтора года, был переведен владыкой Даниилом из с. Теплоключенка. В дорогу нам дали спелых яблок и мы продолжили путь.

Женский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери, г. Балыкчи

Скоро мы въехали в г. Балыкчи, где нам предстояло посетить женский монастырь и храм во имя св. блаж. Ксении Петербургской. Прямо во дворе монастыря мужскую половину нашей компании ждали спилы дерева, которые необходимо было порубить. Чем ребята и занялись. Мы же пошли расспросить монахиню Есфирь об этом интересном месте.

Она рассказала, что монастырь существует с 2008 года, еще митрополит Владимир издал такой указ. Постоянных жителей нет, обычно приезжие, насельники. Иконы здесь новые. Из хозяйства в былые годы были утки, гуси, куры. Сейчас их уже не держат, все дорого. На большие или на престольный праздники идут службы. Служат либо иеромонах Феогност Павлов, либо иерей Афанасий Калугин.

Монахиня провела нас по монастырю, показала уютные кельи, большую залу с камином, даже баньку и прачечную. Рассказала, что летом привозила ребятишек из Бишкека, из неблагополучных семей, они жили у нее месяц, ходили в горы, на озеро. Здесь также работает Дом Милосердия для проживания одиноких, вдовых, престарелых  и малоимущих женщин, с часовней в честь образа Пресвятой Богородицы «Иверская».

Закончив с дровами, мы стали прощаться. На улице заметно стемнело, поэтому торопились посетить храм Ксении Петербургской.

Храм во имя св. блаж. Ксении Петербургской, город Балыкчи

Православного храма в городе Балыкчи по сути не было до 1988 года. Служили в домах, используя переносной престол. Настоятель храма - протоиерей Валентин Никонов рассказывал, что общими усилиями тогда смогли собрать деньги, чтобы купить небольшой дом, в котором обустроили церковь. И все равно оставалась мечта построить большой храм, поэтому писали в разные инстанции с просьбой о помощи. И наконец-то получили из Москвы разрешение о выделении участка под храм. Расчистив его, выкопали котлован, и 3 октября 1991 года Владимир Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский освятил закладку камня в основание. Строили три года, расписывали храм Александр и кыргыз Рыспай.

Прихожан немного, так как подавляющее большинство населения - это кыргызы или просто неверующие русские. В праздничные и воскресные дни приходят 15-20 чел. При храме есть воскресная школа, которую посещают около 20 деток.

Приложившись к иконам, мы стали прощаться с последним в нашем путешествии храмом. Впереди был путь домой. В бусике было очень оживленно, ребята обменивались эмоциями, играли в загадки, пели песни под гитару. Никто не остался равнодушным. Эти два дня показались нам целой жизнью, настолько они были наполнены и информацией, и радостью встреч, и благоговением. Надеемся с Божией помощью сохранить эту добрую традицию паломничества вокруг озера Иссык-Куль с ребятами из разных молодежных клубов Кыргызстана.




Поделиться в соцсетях:







Последние новости:


Смотрите также:



На главную страницу   Все новости





© 2024 Русская Православная Церковь. Бишкекская и Кыргызстанская епархия.
Все права защищены.