Спрашивает: Михаил
Вопрос:
Вопрос задан:
05 января 2018
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Если речь идет о восточных единоборствах, то они являются частью религиозных верований, и помимо чисто физических упражнений, предлагают упражнения, носящие религиозный характер: медитацию, поклонение портретам умерших мастеров, принесение языческих жертв перед статуей Будды, работу с энергиями, бесконтактные удары, и прочее. Воспринятые целиком, эти единоборства постепенно формируют у человека определённый взгляд на бытие. Взгляд, опять же, религиозный, вступающий в противоречие с Христианством. Достаточно вспомнить, что буддизм – вежливая форма атеизма. Он отрицает существование Личностного Бога, предлагая человеку путь самообожествления: я – и есть бог, я должен достичь всего сам! Искупительная Жертва Иисуса Христа вступает в разительное противоречие буддизму: никто не может взять на себя нашу карму. Ни один человек не может избежать действия закона кармы. Поэтому занимаясь восточными единоборствами, христианин может пользоваться лишь их внешней стороной: физическими упражнениями, и должен избегать внутренней, духовной стороны, заменяя, к примеру, медитацию, молитвой Иисусовой, вместо поклонения портретам умерших мастеров, осенять себя крестным знамением, призывая в помощь Единого Бога. Святой равноапостольный Николай Японский, в организованных им в Японии православных школах, разрешал детям тренироваться в боевых единоборствах, занимаясь лишь физическими упражнениями, и отвергая их религиозную составляющую. Что касается занятий танцам, православному заниматься танцами – можно. Лучше – классическими, облагораживающими и возвышающими душу. Танцы, возбуждающие страсти, для нас, конечно, неприемлемы.