Спрашивает: Сергей
Вопрос:
Вопрос задан:
03 октября 2017
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Данный Евангельский текст говорит не о том, что у человека вообще нет свободы выбора, а о том, что он может сделать ошибочный выбор. Как, например, иудеи, отвергшие и распявшие своего Мессию. Вот о чем и молился со креста Иисус: Он просит Отца простить Его распинателям их грех неправильного выбора. По поводу же возможности и необходимости самоопределения человека по отношению к Богу, в Священном Писании говорится многократно. Например, пророк и Боговидец Моисей, после заключения Завета между Богом и Израильтянами на горе Синай, говорит им: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор.30,20). Если свобода выбора в человеке – иллюзорна, тогда мы вступаем в поразительное противоречие своему опыту. Ежедневно, мы даем нравственную оценку друг другу: мы хвалим, или, напротив, порицаем поступки других. Из этого факта обнаруживается существование вшитого в каждого человека универсального нравственного закона, которому мы обязаны соответствовать. Несоответствие ему делает человека виновным. Спрашивается: зачем хвалить или порицать поступки других людей, если у нас нет свободы выбора? Лесной пожар может причинить большой убыток. Хулиган может, всего лишь, разбить окно. Однако, мы не предъявляем нравственных претензий к лесному пожару, поскольку он не обладает свободой выбора. Мы предъявляем нравственные претензии хулигану. Значит, глубинный опыт всего человечества, переживаемый нами ежедневно, неоспоримо свидетельствует нам о наличии у каждого из нас свободы выбора, а значит, и ответственности, за неправильный выбор.