Спрашивает: р.Б. Любовь
Вопрос:
Вопрос задан:
24 марта 2018
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
По поводу снятия клятв со старообрядцев Собором 1971 года, могу сказать, что благодатности старообрядческой иерархии и Таинствам этот факт не придаёт. Снятие клятв было сделано лишь для облегчения процесса уврачевания этого раскола и возвращения старообрядцев в лоно Церкви. Священномученик Илларион (Троицкий) в своей книге «Христианства нет без Церкви» раскрыл святоотеческое понимание Таинств у раскольников и инославных христиан: почему Православная Церковь принимает, к примеру Римо-Католиков без повторного крещения, а их священников – в сущем сане? Не потому, что признает Таинства Римо-Католической Церкви действительными, или благодатными, а потому, что здесь сохранилась их внешняя форма, которая заполняется благодатью в момент присоединения инославного к Православной Церкви. Так дело обстоит и со старообрядцами: отпав от общения с Церковью, они утеряли благодатность Таинств, хотя и сохранили их внешнюю форму. И сам факт их присоединения к Православной Церкви, наполняет внешнюю форму благодатным содержанием.
Что касается благодатности старообрядческой иерархии, то она, безусловно, не благодатна, по нескольким причинам. Во-первых, митрополит Амвросий Босносараевский, положивший начало Белокриницкой иерархии старообрядцев, рукополагая её ставленников, сам, в это время был лишен кафедры. Его «приём» в старообрядчество совершил иеромонах Иероним (священник - принял в общение епископа!), и вместо мира, помазав его обычным маслом! (налицо явные канонические нарушения) Во-вторых, согласно Апостольским правилам, в рукоположении епископа должны участвовать, как минимум, два епископа. Амвросий же, один умудрился поставлять епископов. Кроме того, в Православии существует практика, так называемых, единоверческих приходов: если община старообрядцев изъявляет желание возвратиться в лоно Православной Церкви, за ними оставляются все старые обряды, и лишь поставляется священник, имеющий рукоположение от архиерея Русской Православной Церкви. В силу этого, Таинства, совершаемые им являются благодатными, и вся община, через него становится частью Церкви. Этот факт ещё раз говорит о непризнании Русской Православной Церковью благодатности старообрядческой иерархии.
По поводу наименования старообрядцев раскольниками, термин этот, применительно к ним, совершенно справедлив. Ибо, обряды – не являются чем-то неизменным: Церковь, с веками, обогащала свои чинопоследования (даже литургию) новыми обрядами. Неоднократно в истории, менялась и форма совершения крестного знамения: одним перстом на лбу, двумя перстами, тремя. Но старообрядцы, пытаясь держаться за второстепенное, погрешили в главном: отпали от Русской Православной Церкви. Что это, как не раскол?