Можно ли торговать в церкви?

Категория вопроса: Храм и богослужения

Спрашивает: Алексей

Вопрос:

Давно, скоро 30 лет, живу в Германии. Православный. В 1997 году, проезжая через город Псков, в храме Святой Троицы, принял Таинство Крещения. Через много лет пришлось часто ездить в Санкт Петербург. Во многих там храмах был, и в Александро - Невской Лавре. Но везде в храмах торгуют. Целые ларьки в любой церкви и по несколько, в которых идет бойкая торговля. Торгуют крестами, кольцами, иконами, книгами из золота и серебра и еще всем, чем можно. В Библии я прочитал, как Иисус выгнал из церкви торгашей, и правильно сделал. Церковь - не место торговли и ростовщичества. Мой вопрос: можно ли торговать в церкви? Второй вопрос: Рождается человек и умирает по воле Господа Бога нашего. Почему за это нужно платить церкви? Я о том, что рождение, крещение, венчание, отпевание, освящение - за все нужно платить священнику- без оплаты - ну ни чего !? А если человек бедный, больной, из дома престарелых, или малой ребенок? Спасибо Вам за ответ. Благослови Вас Господь наш Бог.

Вопрос задан:
04 мая 2017

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ:

Дорогой Алексей! Это популярное обвинение православных. Но ведь Иисус Христос разгонял торгующих для собственной прибыли, церковные же лавки собирают пожертвования, и разницу между ценами закупки и реализации, передают в пользу храма. Единственное, в чем минус торговли внутри храма, так это - неизбежный шум и разговоры, что мешает богослужению. Поэтому, во многих храмах, спроектированных и построенных недавно, церковные лавки специально выносятся в притвор, или даже в отдельное здание. В остальном же, данное обвинение – беспочвенно. Не хотите торговли в храме? – Тогда жертвуйте достаточное количество денег на обеспечение храма и клира. Ведь храму приходится оплачивать: коммунальные услуги, собственные ремонты и стройки, своё социальное служение (посещение тюрем, больниц, домов-интернатов, ведь туда с пустыми руками - не пойдешь). Кроме того, необходимо платить зарплаты сотрудникам храма, певчим, и служащим в нем священникам. Где же на все эти расходы брать деньги? Хорошо осуждать церковную торговлю! А кто из прихожан, для решения этого вопроса, готов жертвовать хотя бы десятую часть своих ежемесячных доходов, на храм? Интересно, а как часто, и в каких объёмах Вы сами помогаете православным храмам для восполнения их насущных нужд и для того, чтобы им не приходилось для этого торговать в ларьках?

 

Теперь по поводу того, что в церкви - за всё нужно платить священнику. В Кыргызстане, где я служу, по данным Нац. Банка, в 2016 году, прожиточный минимум на человека составил 4 тысячи 794 сома в месяц. Заработная же плата провинциального священника составляет, в среднем, 2-3 тысячи сомов, хотя у многих священников в семье по четверо, пятеро детей. Исходя из этого, такой священник должен бы получать на семерых зарплату в 33500 сомов. Вот такая простая арифметика. Вы пишите, что человек рождается и умирает по воле Божьей, почему за Крещения Венчания, Освящения нужно платить? А почему Вам за Ваш труд должна выдаваться зарплата? (надеюсь, что Вы работаете и получаете её). Не лучше ли и Вам, Алексей, работать даром, а заработанные деньги расходовать не на семью и детей, а, к примеру, жертвовать в Фонд мира? Неужели труд священника, по Вашему, недостоин вознаграждения? Или Вы всерьёз думаете, что деньги батюшкам должны отпускаться непосредственно с неба? Почитайте об этом первое послание апостола Павла к Коринфянам: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?... Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». (1 Кор.9: 7,14) То есть, согласно словам апостола, Бог так устроил, чтобы священники содержались за счет общины, а не получали зарплату из небесной канцелярии. Кроме всего прочего, церковные требоисполнения не имеют твёрдой стоимости, а оплачиваются в виде пожертвования. Поясню, в чём разница. Твёрдая цена, допустим, любого товара в светском магазине, это - стоимость, оплачиваемая на сто процентов. Если Вам не будет хватать одной копейки до нужной суммы, товар Вам не продадут. Пожертвование же, это форма оплаты, которая может разниться, в зависимости от платёжеспособности человека. Вот Вам ответ и на Ваш второй вопрос: если требу заказывает неимущий (бедный, больной, или малый ребёнок) и не в состоянии вполне оплатить её, он может дать по своим силам, или даже попросить о бесплатном требоисполнении, и священник обязан за уплаченную ему сумму, или вообще, бесплатно, эту требу совершить. И действительно, это происходит.

 

Так что, дорогой Алексей, не стесняйтесь помогать, по своим силам, конкретному православному храму (благо, и в Германии, они – есть). Тем самым, Вы исполните одну из обязанностей православного христианина: участвовать в жизни общины, а также поможете конкретному батюшке меньше переживать о нуждах своего храма и о хлебе насущном, а больше времени и сил отдавать служению Богу и ближним. Если Вы искренне вольётесь в жизнь какого-либо прихода, то перестанете быть лишь безучастным наблюдателем, критикующим всё, что Вам не нравится, а сможете понять нужды и проблемы храма, и помочь их решению.