Спрашивает: Валерий
Вопрос:
Вопрос задан:
14 марта 2016
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Заповедь Моисеева: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20, 7), предполагает, что имя Божие столь свято, что не должно произноситься легкомысленно, без внимания и благоговения, в обычных бытовых разговорах. Нарушается заповедь такими речевыми оборотами: «Ах, Ты, Господи!», «Бог с вами!», «Бог его знает!». Так – же третьей заповедью запрещаются следующие грехи:
1. Богохульство (дерзкие слова против Бога).
2. Ропот на Бога (жалобы на Промысел Божий).
3. Кощунство (когда священные предметы обращаются в шутку).
4. Невнимательность в молитве (уста – читают слова молитвы, а ум – летает по предметам страстей).
5. Ложная клятва и нарушение клятвы.
6. Нарушение данных Богу обетов.
При этом, слова Спасителя: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6. 8 – 9), в Святоотеческой традиции понимаются, не как запрет на частое призывание имени Божьего, но как порицание чисто механической молитвы, когда сила её видится не в правильном душевном состоянии молящегося (внимание, благоговение и покаяние), а в звуках, в количестве, что превращает саму молитву в языческий заговор. Но, правильно совершаемая, непрестанная молитва, не только не нарушает предупреждения Христа о языческом многословии, но и прямо заповедуется нам апостолом Павлом, сказавшим: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17).
Заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39), в ветхозаветный период, предполагала отношения любви лишь между евреями внутри Израильского народа. На язычников эта заповедь тогда не распространялась. В новозаветное время, Иисус Христос расширил понятие «ближнего», произнеся притчу о милосердном Самарянине (Лк. 10. 29 – 37) . Теперь ближний для христианина – это не только родственник, или единоверец, но человек любой национальности и вероисповедания, с которым нас сталкивает Промысел Божий, и который нуждается в нашей помощи и поддержке.