Спрашивает: Александр
Вопрос:
Вопрос задан:
04 октября 2015
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Целью христианской жизни является усвоение человеком плодов Искупительной Жертвы Иисуса Христа, спасение от греха и его последствий. Грех в православной традиции рассматривается, как глубокая болезнь души. Прощение греха Богом понимается, как исцеление человека от греховной зависимости. Поэтому, спасение – не мгновенно достигаемое состояние, но постепенный процесс очищения человека и вхождения его в общение с Богом. И порог смерти люди переступают, находясь в разной степени близости к Творцу и свободы от греха. Молитва за усопшего, как учит Православная Церковь, содействует душе, покинувшей тело, сделаться способной получить помощь Божию в преодолении своих страстей, ибо неизжитые страсти, по словам святителя Феофана Затворника, становятся адом для души. Но мера действенности наших молитв зависит, во – первых, от степени нашей свободы от греха (для этого молящемуся рекомендуется, например, исповедаться и причаститься), во – вторых, от свободного самоопределения усопшего в его земной жизни по отношению к Богу. Иными словами: насколько сам человек искал Господа, понуждал себя к Евангельской жизни, настолько после смерти он и делает себя способным усваивать приносимые о нем молитвы земной Церкви. Усопшие, безусловно слышат наши молитвы, в чем удостоверяет двухтысячелетний опыт Церкви. Приведу один из классических примеров. В одном селе скоропостижно умер дьячок-старик. У него был сын - чиновник. Нечаянная смерть отца поразила сына. Загробная участь умершего не давала покоя доброму сыну почти в течение года. Зная, что в Божественной литургии самое важное время для поминовения умерших есть время пения "Тебе поем, Тебе благословим...", печальный сын, находясь в это - же время в церкви (это было в Духов День), с особым усердием стал молиться Богу о упокоении своего отца. И что же? В ночь на вторник он видит своего отца, который три раза поклонился ему до земли и при последнем поклоне сказал: "Благодарю тебя, сын мой" ("Странник", 1864 г., декабрь). Между молящимся и тем почившим, за кого он приносит Богу молитвы, устанавливается духовная связь. Поэтому, чтение заупокойных молитв облегчает душевную боль утраты, ибо мы опытно чувствуем бытие Бога, существование Вечности, и что усопший жив, но иной жизнью.