Спрашивает: Юра Юрченко
Вопрос:
Вопрос задан:
01 октября 2015
На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов
Ответ священника:
Кни́га Прему́дрости Иису́са, сына Сира́хова — написана после заключения еврейского канона священных книг Ветхого Завета, но принадлежит богопросвященному лицу и относится к числу второканонических книг Ветхого Завета. В отличие от других второканонических книг, писатели которых остались неизвестными, писатель настоящей книги называет себя иерусалимлянином Иисусом, сыном некоего Сираха (50:29; 51:1). Из текста книги видно, что это был человек, по тому времени очень образованный, — особенно богословски, — обладал практическим опытом, много путешествовал и изучал нравы людей. Время происхождения книги не может быть установлено с точностью. На основании содержания 50 главы можно догадываться, что писатель книги был современником иудейского первосвященника Симона Первого, названного Праведным и жившего при Птолемее Лаге, ок. 290 г. до н. э. Содержанием книги Премудрости Иисуса сына Сирахова служит учение о премудрости божественной в её проявлениях в мире и человеке, и о богодарованной мудрости человеческой в применении к различным обстоятельствам и случаям жизни человека. Независимо от неканонического происхождения книги, общее содержание последней издревле считалось глубоко-поучительным для тех, кто ищет уроков мудрости и благочестия. Отцы Церкви нередко пользовались выражениями премудрого сына Сирахова, как подтверждением своих учительных мыслей. В 85 апостольском правиле юношам советуется изучать «Премудрость многоученого Сираха». В 39 пасхальном послании св. Афанасия Александрийского книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова назначается для поучительного чтения оглашенным. Св. Иоанн Дамаскин называет её «прекрасною и очень полезною» книгою. Высокое значение данной книге придавал и Мартин Лютер, который писал: «Полезна для народа, так как её цель — сделать гражданина или домохозяина богобоязненным, благочестивым и мудрым». Что касается толкования текста книги: "Приклоняй ухо твое к нищему и отвечай ему ласково, с кротостью"(Сир. 4.8), в контексте 4 главы, речь здесь идет о необходимости оказывать помощь нищим, подавать нуждающимся, не опечалить души алчущей. Поэтому и 8 стих говорит о добродетели милосердия, как об условии стать сыном Вышнего, что – бы Он возлюбил доброделоющего более, нежели мать (Сир. 4. 11).